Den-ESPERO

Управление автомобилем при гололеде

72 сообщения в этой теме

Шины

В сильные морозы лед "удерживает" шину лучше, потому что он подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда.

Одну и ту же нешипованную шину лучше "держит" шершавый лед, хуже гладкий, еще хуже бугристый, как булыжная мостовая. А что можно сказать о самих шинах? Опасное заблуждение некоторых автолюбителей в том, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду.

На скользком покрытии лучше "держат" шины с мелкорасчлененным, насыщенным рисунком протектора. Особенно хороши эластичные шины радиального типа. Но и они не позволяют получить коэффициент сцепления со льдом выше 0,1510,2. Когда же нормальное качение шины заменяется скольжением (при торможении с юзом, разгоне с пробуксовкой и т. д.), коэффициент сцепления может снизиться раза в полтора.

На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!..

Сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Это справедливо и для льда. Ас, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса как раз на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится -ведь в какие-то мгновения торможения вообще нет. И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль нажатой до упора, заблокировав таким образом колеса. Колесо, идущее юзом, неуправляемо. Прерывистое торможение, когда на миг ослабляется нажим на педаль, более эффективно, колеса начинают нормально катиться -к машине возвращается управляемость.

Кстати, если прерывистое торможение демонстрирует мастер, вы, двигаясь следом, можете этого и не заметить -его стоп-сигналы горят постоянно. Водитель быстро работает педалью на грани юза, поэтому полного растормаживания колес не происходит -прием довольно эффективный.

Особенности торможения

Иномарки последних лет выпуска все чаще снабжены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Действует она так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. Порой это происходит со скоростью 10115 раз в секунду, педаль тормоза "дрожит" под ногой. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем.

И все же эту систему не следует переоценивать, поскольку эффективность торможения зависит не столько от нее, сколько от коэффициента сцепления. Поэтому не пренебрегайте шинами по сезону. Некоторые опытные водители отключают АБС, более необходимую новичкам. Делать этого не рекомендуется: опыт может и подвести.

Можно тормозить двигателем, не выключая зажигания и передачи. Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление.

Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой. Такое суммарное торможение весьма эффективно создает не меньшую тормозную силу, чем колодки.

На полноприводном автомобиле замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково. Более того, если применить их одновременно -замедление останется тем же. Ведь оно фактически задается свойствами льда и шин -и только.

На льду предпочтение отдают торможению двигателем, поскольку блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся -даже при частичном проскальзывании -обеспечивает какой-то минимум управляемости, машина слушается руля...

Маневрирование

Насколько эффективным может быть маневр на льду, если всю силу сцепления колес тратить только на него? Иначе говоря, крутим баранку при постоянной скорости автомобиля, не разгоняясь и не тормозя. Попробуйте на ледяной площадке сделать опыт. На одной и той же скорости, например 20 км/ч, поворачивайте руль на определенный угол, но с разным темпом. Если это делать медленно, машина следует за рулем, слушается управления. Если руль повернуть быстро, машина будет двигаться в прежнем направлении, потому что в контакте шин с дорогой происходит срыв в скольжении. Особенно заметно это, когда руль поворачивать на большой угол.

А какой угол поворота безопасен в нашем случае (скорость 60 км/ч, коэффициент сцепления на льду -0,15)? По известным из школьной физики формулам можно вычислить минимальный радиус дуги, двигаясь по которой автомобиль еще будет сохранять управляемость. Оказывается, он равен 190 метрам! Маневрировать на льду можно, но очень плавно, деликатно, резких движений он не прощает. Вообще на скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди автомобиля должно быть 60 м.

Торможение в снег. Использование снежного вала для торможения особенно себя оправдывает до середины зимы, когда снег еще не слежался -въехавший в него автомобиль практически не страдает. В снегу машина останавливается очень быстро -при этом силы инерции, как правило, разворачивают ее поперек дороги. Двигаться по снегу нужно без остановок и переключения передач. При застревании не допускайте длительного буксования колес.

На льду, особенно ровном, машина ведет себя, можно сказать, логично: тормозит, разгоняется, слушается руля.

Сложнее ехать на заднеприводном автомобиле, если снег идет в относительно теплую погоду, а на дороге -мокрая каша. Тут особенно подводят широкие, низкопрофильные радиальные шины, даже с отличным протектором. Их большое пятно контакта часто не продавливает слой снега и не способно обеспечить сцепку. Автомобиль, неожиданно для новичков, может оказаться неуправляемым. Слой спрессованного шиной снега легко сдвигается внизу, едва вы попытаетесь затормозить или повернуть.

В этих условиях, даже двигаясь по прямой, автомобиль может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними и выступающих словно рельсы.

Тренироваться лучше там, где сцепление шин с покрытием понижено, но не более чем в два-три раза по сравнению с привычным асфальтом. Мощный мотор позволит выполнить любой задуманный прием. Очень хороши для этого площадки с укатанным снегом в морозный день. Упражнения на льду тоже необходимы, но позже, когда освоите их на снегу. Здесь уже вы почувствуете коварство льда!

Отточить умение держать автомобиль на заданном курсе вопреки заносам отлично помогают разгоны с полным открытием дросселей на промороженном, "сухом" снегу.

Водители переднеприводных автомобилей, в той или иной степени освоив новую технику, часто переоценивают ее. Пока передние колеса создают тяговую силу, машина послушна. Проходя скользкий поворот на переднеприводном автомобиле, сбрасывать газ не рекомендуется.

Велико искушение владельца переднеприводной машины ехать быстро, даже по льду она легко управляется -в отличие от заднеприводной, которая уже на невысоких скоростях начинает "плавать". Переднеприводная схема приобретает особое коварство при торможении, не свойственное классической. Это стоило бы помнить всем.

Взято с www.steer.ru думаю будет интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Банзай!!! :icon_lol

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пособие для первозимников :to_become_senile половина из учебника физики :umnik2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отмечу только три немаловажных (на мой взгляд) нюанса:

1. Мозги - чувствуют намного лучше приборов. И если ПОКАЗАЛОСЬ, что машина "подплывает" - сбрось скорость немедленно.

2. Лично знаю несколько человек, которые въехали в зад переднего из-за АБС. Всегда нужно иметь в виду, что тормозной путь с АБС больше, чем без АБС (при отсутствии юза ес-но.

3. Трудно сделать автоматическим рефлексом, но при заносе на переднем приводе газ не бросаем, а работаем им, руль вертим В СТОРОНУ ЗАНОСА, а не в противоположную.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самое главное - не увеличивать скорость перед поворотом. На повороте - можно, а по льду - даже нужно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

добавить могу вот это еще

http://avtolikbez.aradio.ru/?an=alikb

весьма познавательно и полезно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда только начинал, была книжка "Мой друг автомобиль" такого же плана. Очень полезные буквари...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда только начинал, была книжка "Мой друг автомобиль" такого же плана. Очень полезные буквари...

== угу. У меня есть она. Отличнейшая книженция. Затерта напрочь..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отмечу только три немаловажных (на мой взгляд) нюанса:

1. Мозги - чувствуют намного лучше приборов. И если ПОКАЗАЛОСЬ, что машина "подплывает" - сбрось скорость немедленно.

В принципе согласен, но на переднеприводном автомобиле сбрасывать скорость, если машину повело, можно далеко не всегда. Это может быть чревато заносом задней оси. Сначала надо устаканить автомобиль, а потом тока тормозить )

2. Лично знаю несколько человек, которые въехали в зад переднего из-за АБС. Всегда нужно иметь в виду, что тормозной путь с АБС больше, чем без АБС (при отсутствии юза ес-но.  

Ну дык... А че ж они его не объехали??? АБС для того и нужна, чтобы во время торможения можно было управлять автомобилем )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

тормозной путь с АБС всегда короче, чем без АБС. Обратное справедливо только для ну уж очень древних систем (низкочастотных) и если тормозить в снегу из-за того, что заблокированно колесо нагребает перед собой горку снега, или если одним колесом на льду, другим на асфальте. Впрочем, без АБС развернет тогда.

Пежде чем возражать, вспомните, во что превращается энергия торможения, и где ее эффективнее в это что превращать. А потом спросите себя, нафига делают тормозные диски как можно большего диаметра и вентилируемыми.

Так же где-то в авторевю статейка была про торможение с АБС и без. Так они там замерили тормозной путь. С АБС короче, исключение - торможенеи по снегу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2. Лично знаю несколько человек, которые въехали в зад переднего из-за АБС. Всегда нужно иметь в виду, что тормозной путь с АБС больше, чем без АБС (при отсутствии юза ес-но.  

АБС работает только когда колесо на юз идет. Т.е не дает ему заблокироваться. Задача АБС в этом и состоит, чтобы растормозить колесо на грани блокировки. Если не тормозить до юза, то и АБС не включится.

А на мокрой дороге тормозной путь с АБС на много короче, чем без, при торможении на юз, естественно. Колесо разблокируется, и снова начинается интенсивное замедление, а когда заблокировано, то машина просто скользит. Это я на себе испытал.

Чтобы хаять АБС надо сначала поездить на машине с АБС. Это наипоезнейшая система, которая СОКРАЩАЕТ тормозной путь в абсолютном большинстве критических ситуаций, и очень, крайне, жаль, что на эсперо и на нексии это большая редкость.

Кстати, может быть, поменяю машину, из-за того, что на моей нет.

Уже мне жизнь спасла один раз, когда я вдавил на тормоз на мокрой дороге при левом повороте и машина на мгновение заскользила на встречку. Мне тогда это мгновенье таим долгим показалось. Но потом сработала АБС и машина стала управляемой и резко начала замедляться и остановилась на своей полосе.

А раньше я тоже думал, нафиг на АБС тратиться. НЕ НАФИГ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

тормозной путь с АБС всегда короче, чем без АБС. Обратное справедливо только для ну уж очень древних систем (низкочастотных) и если тормозить в снегу из-за того, что заблокированно колесо нагребает перед собой горку снега, или если одним колесом на льду, другим на асфальте. Впрочем, без АБС развернет тогда.

Почему же, на сухом асфальте да с хорошими покрыгками торможение в юз всеми 4-мя колесами даст более короткий тормозной путь, чем с АБС. Тока нафиг оно надо - ее в любую сторону повести может.

Впрочем, АБС даже с большим успехом можно заменить комбинированным торможением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чтобы хаять АБС надо сначала поездить на машине с АБС. Это наипоезнейшая система, которая СОКРАЩАЕТ тормозной путь в абсолютном большинстве критических ситуаций, и очень, крайне, жаль, что на эсперо и на нексии это большая редкость.

Ага - вот только спортсмены ей почему-то не пользуются... Может потому что сами хотят автомобиль контролировать, а не чтобы это за них электронные мозги делали?

На самом деле АБС имеет кучу серьезных недостатков. К примеру, становится бесполезен прием "торможение левой ногой".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда только начинал, была книжка "Мой друг автомобиль" такого же плана. Очень полезные буквари...

== угу. У меня есть она. Отличнейшая книженция. Затерта напрочь..

А кто автор? Где можно купить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вспомнился в гаишных билетах есть вопрос про торможение...

Там есть один классный вариант ответа - плавно и до упора нажать на тормоз :icon_cheesygrin

Самый эффективный способ - многократное торможение на грани блокировки, именно это и делает АБС. НО, если на своей машине сам чувствуешь момент блокировки и можешь на этом уровне "задрожать" педалью - никакая АБС не нужна, поэтому спецы ее и не любят.

И вообще, вопрос: что лучше - с АБС или без, ИМХО, эквивалентен такому: что лучше МКПП или АКПП?

ИМХО, тормоза должны быть в порядке, машину надо знать, при недостаточности опыта на чужой в сложных условиях не ездить. И не в коем случае не тормозить с выжатым сцеплением (знаю таких товарищей) - только в самом конце, когда машина почти стала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, поскольку налетели по АБС'у, отмечу лишь следующее:

1. Место въезда одного из отмеченных несчастливцев - съезд на внешнюю часть МКАД из ЯСЕНЕВА. Это к вопросу о выруливании.

2. По поводу того, что тормозной путь с АБС ВСЕГДА меньше, чем без АБС - даже не буду спорить. Извините, мало места и времени для полного обсасывания темы. Есть ситуации и ситуации. И физика процесса. (кстати наличие вентилируемых дисков и АБС никак не связано (MSN'у)).

3. Я машину вожу скоро 30 лет. Ездил и с АБС (на CRV), ну не чувствую дорогу.. Поверьте, без нее езжу увереннее. Это как постоянный полный привод - никогда не знаешь, как сыграет. То, что кому-то эта система жизнь спасла - я искренне рад за человека. Но я предпочитаю, как было сказано NickPV, "русский АБС" - задрожать" педалью.... И вообще, все эти споры - согласен- типа "что лучше МКПП или АКПП?". Нравится, веришь, стоит - езди!!!

4. О.В. Яременко 'Твой друг автомобиль' М., ДОСААФ, 1988,

Твой друг-автомобиль.-М.:Патриот,АОМосковит1992.-256с.:ил.

ищи в яндексе. У меня к сожалению уже нет - кто-то читает...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4. О.В. Яременко 'Твой друг автомобиль' М., ДОСААФ, 1988,

Твой друг-автомобиль.-М.:Патриот,АОМосковит1992.-256с.:ил.

ищи в яндексе. У меня к сожалению уже нет - кто-то читает...

Спасибо. нашел. 150-160 р.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда только начинал, была книжка "Мой друг автомобиль" такого же плана. Очень полезные буквари...

== угу. У меня есть она. Отличнейшая книженция. Затерта напрочь..

А кто автор? Где можно купить?

== автор один из работников НАМИ. Купить невозможно - лет 20 прошло как выпустили..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну дык... А че ж они его не объехали??? АБС для того и нужна, чтобы во время торможения можно было управлять автомобилем )

== я тащусь от твоих высказываний... Объехать? Куда? По встречке?

В лобешник встречникам? - ну тогда флаг тебе в руки.

Скажу честно, мне искренне жаль будет смотреть как тебя с твоими манерами будет носить по льду.. ибо как я понял ты по нему и не ездил никогда..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

тормозной путь с АБС всегда короче, чем без АБС. Обратное справедливо только для ну уж очень древних систем (низкочастотных) и если тормозить в снегу из-за того, что заблокированно колесо нагребает перед собой горку снега, или если одним колесом на льду, другим на асфальте. Впрочем, без АБС развернет тогда.

Почему же, на сухом асфальте да с хорошими покрыгками торможение в юз всеми 4-мя колесами даст более короткий тормозной путь, чем с АБС. Тока нафиг оно надо - ее в любую сторону повести может.

Впрочем, АБС даже с большим успехом можно заменить комбинированным торможением.

А вы проверяли, что при торможении без АБС тормозной путь короче? Откуда такие сведения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, поскольку налетели по АБС'у, отмечу лишь следующее:

По поводу того, что тормозной путь с АБС ВСЕГДА меньше, чем без АБС - даже не буду спорить. Извините, мало места и времени для полного обсасывания темы. Есть ситуации и ситуации. И физика процесса. (кстати наличие вентилируемых дисков и АБС никак не связано (MSN'у)).

...

А жаль, про физику процесса интересно было бы послушать. Мне оа видится так:

Прямой связи между вентилирумыми дисками и АБС нет. Связь есть косвенная.

Если уж пошла пьянка про физику, то:

При торможении происходит перевод энергии движения автомобиля в тепло. Далее это тепло надо передать куда-либо.

В тепло энергия переводится за счет трения. При торможении на грани блокировки колес преобазование энергии в тепло происходит путем трения колодок о диск. При недостаточной поверхности диска и недостаточном теплоотведе тормоза перегреваются и эффективность их падает (кто на восьмерке ездил, знает, несколько интенсивных замедлений со 100-120 и тормозов нет).Чтобы Этого не происходило, диски делают увеличенного диаметра и вентилируемыми, для более эффективного тплоотвода.

При торможнии на юз энергия преобразуется в тепло путем трения покрышки об асфальт. Этот путь гораздо меее эффективен.

Если следовать вашей логике, то нет смысла делать мощные томоза, вентилируемые диски, электронику городить, ибо и у достаточно слабых тормозов силы хватит колесо намертво заблокировать.

На мокрой дороге при торможении на юз машина просто скользит. Потому что когда колесо застопорено вода из зоны контакта шины и дороги не удаляется и машина скользит по водяной пленке. Когда колесо крутится вода отводится по канавкам. Когда работает АБС она не позволяет колесу заблокироваться, и торможение на много эффективнее.

Если вы уверены в том, что при томожении на юз машина быстрее остановится, то тогда вы, наверно, уверены в том, что разгон с пробуксовкой тоже гораздо быстрее? Ну проведите такой опыт: на мокрой дороге (на сухой силенок у daewoo не хватит хорошо побуксовать секунд 5) попробуйте разогнаться с пробуксовкой а потом на грани срыва колес в пробуксовку.

Последние 2 утверждения проверил сегодня на собственном опыте, чтобы знать, о чем говорю. Разгон с включенной антипробуксовочной системой раза в 2 эффективнее, чем с буксом. С буксом машина стоит на месте с пол секунды, а колеса крутятся, а потом начинается плавный разгон. И только тогда, когда скорость возрастает, и у движка не хватает мощи проворачивать колеса, букс прекращается, и начинается интенсивный разгон.

Троможение на мокром асфальте. Температура воздуха около 8 градусов. Со скорости примерно 20 км/ч. Тормозим с АБС, потом вынимаем предохранитель и тормозим без нее. С АБС тормозной путь короче процентов на 15-20 и машина немного управляется.

Про то, что ездя с АБС вы "не чувствуете" машину, могу сказать только или вы настоящий профи или считаете себя таковым. Кое-кто и гур не признает, типа, обратная связь не та. Среднестатистическому водителю АБС просто необходима.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, ладно... хоть и обещал ветеранам клуба не занудствовать, а придется. Будем по пунктам. Итак.

1. "Прямой связи между вентилирумыми дисками и АБС нет. Связь есть косвенная. " Из ваших высказываний следует только, что вентилируемые диски отводят тепло лучше, чем невентилируемые. Это и ежу ясно. Следует ли, что АБС сильнее и (или) дольше прижимает тормозные колодки к диску, за счет чего диски сильнее нагреваются - однозначно нет.

2. "кто на восьмерке ездил, знает, несколько интенсивных замедлений со 100-120 и тормозов нет". Я на 9-ке (там, если знаете, в тормозной системе с восьмеркой все одинаково) отъездил 220000, и представьте, не знаю. Знаю только, что тормозуху нужно менять, как написано в букваре, и все будет...

3. "Если следовать вашей логике, то нет смысла делать мощные томоза, вентилируемые диски, электронику городить, ибо и у достаточно слабых тормозов силы хватит колесо намертво заблокировать". Я, вообще-то это не говорил. Но соглашусь в случае "скользкой" дороги...

4. "Если вы уверены в том, что при томожении на юз машина быстрее остановится". Я этого то же не говорил, но на сухой дороге так оно и будет.

5. "Разгон с включенной антипробуксовочной системой раза в 2 эффективнее, чем с буксом." Извините, но Вы представляете, что такое АБС, для чего она нужна, и как работает? Какой разгон с АБС????

6. "Про то, что ездя с АБС вы "не чувствуете" машину, могу сказать только или вы настоящий профи или считаете себя таковым." У меня нет мании величия, я сказал лишь о своих ощущениях. Езжу кстати каждый день по 120-180км по Москве.

7. ". Всегда нужно иметь в виду, что тормозной путь с АБС больше, чем без АБС (при отсутствии юза ес-но)" - мои слова. Спасибо Колобку :icon_biggrin «Встретились» две машины - из одной выходит девица (наверное, блонд), из другой мужик, и он у неё спрашивает:" Дура, ты хоть экзамены по вождению здавала? ", на что она ему отвечает:" В отличии от тебя, козёл, МНОГО раз"! Так вот, просто возьмите ситуацию на грани "срыва в юз". И подсчитайте эффективное время контакта покрышки с дорогой. Без АБС оно 100%, в случае с АБС его нужно корретировать в меньшую сторону с учетом частоты срабатывания АБС. Это еще и математика. Надеюсь дальше разжевывать не надо?

7. Нехорошо вырывать фразы из контекта и извращать смысл.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для любителей АБС рекомендую также взглянуть на http://www.aveo.com.ua/modules.php?name=Fo...iewtopic&t=2812 (взял из Ленинградского клуба)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

.. ибо как я понял ты по нему и не ездил никогда..

Когда кончаются аргументы, воспитанные люди соглашаются, невоспитанные - хамят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Увод тепла, переход энергии в дисках эффективнее - это все слова. Откуда Вы знаете, что происходит с энергией при блокировки на юз? Сколько требуется энергии, чтобы оставить часть шины на асфальте, до какой температуты она нагревается и т.д?

Что эффективнее юз или грань блокировки - зависит только от одного фактора - что больше, коэф. трения скольжения или коэфф. трения качения и насколько.

Если без блокировки и эффективнее то тоже не факт, что АБС будет эффективнее, чем комбинированное торможение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас